Номинации фестиваля

Социально-педагогический проект "Детский сад-мы всегда рядом! "

09.07.2020

Граждане РФ – записано в статье Конституции – обязаны заботиться о воспитании детей, готовить их к общественному труду, растить достойными членами нашего общества. На современном этапе развития общества резко возрастает роль укрепления и развития тесной связи во взаимодействии детского сада, семьи и общественности. Совместная работа воспитателей и родителей в формировании личности ребенка с первых лет его жизни имеет не только педагогическое, но и глубоко общественное, социально-педагогическое значение. Ежегодно в нашем дошкольном учреждении выявляется около 3 – 5 % детей, проживающих в неблагополучных семьях. Это семьи, имеющие низкий социальный статус в различных сферах жизнедеятельности; семьи, в которых обесцениваются или игнорируются основные семейные функции, присутствуют скрытые или явные дефекты воспитания. Общими критериями неблагополучия семьи является семья (на основе разработок Л. Алексеевой и А. Захарова): 1. С дефицитом воспитательных ресурсов. В семье отсутствует один из родителей. Воспитанием ребенка могут заниматься родственники. 2.Конфликтная. В семье царит атмосфера недовольства, недоверия, раздражения, агрессивности, ссор, драк, конфликтные отношения между родителями. 3. Нравственно неблагополучная. В семье царит культ вещей, узкий круг духовных и культурных интересов и ценностей, пренебрежение к коллективным формам деятельности, пассивная социальная позиция, безынициативность. 4.Педагогически некомпетентная. Родители допускают ошибки в воспитании ребенка, наиболее типичные из них: авторитарность, попустительство, гиперопека (гипоопека), непоследовательность и противоречивость, гиперсоциальность, недостаточная отзывчивость, инверсия родительских ролей (одностороннее женское/мужское влияние, самоустранение матери/отца от воспитания). 5. Асоциальная. Пьянство, тунеядство, распущенность со стороны родителей, один из членов семьи имел судимость или отбывает срок. К характерным признакам внешнего вида и поведения ребенка, воспитывающегося в ситуации пренебрежения родителями своих обязанностей, можно отнести: - утомленный, сонный вид; - санитарно-гигиеническую запущенность; - склонность к обморокам, головокружению вследствие постоянного недоедания; - неумеренный аппетит; - задержка роста, отставание в речевом, моторном развитии; - привлечение внимания любым способом; - чрезмерная потребность в ласке; - проявление агрессии и импульсивности, которая сменяется апатией и подавленным состоянием; - проблемы во взаимоотношениях со сверстниками; - трудности в обучении. Признаки физического насилия в семье проявляются: - в боязливости ребенка; - в выраженном страхе взрослых; в проявлении тревоги в форме тиков, сосания пальца, раскачивания; - в боязни идти домой; - в жестоком обращении с животными; - в стремлении скрыть причину травм. В силу своих возрастных особенностей дети оказываются особенно восприимчивыми к негативным социальным воздействиям. Говоря о способах помощи таким детям, нужно в первую очередь сказать, что для этого требуется изменить ситуацию в семье, так как семья – основа воспитания и развития ребёнка. Именно родители и близкие люди формируют личность, характер маленького человека. Без этого все старания специалистов дошкольного учреждения по коррекции отклоняющегося поведения, по его адаптации окажутся напрасными. В этой сложной ситуации детский сад вместе с социальными партнерами должен прийти на помощь семье. Главный метод помощи таким семьям – сопровождение. Сущностной характеристикой сопровождения в психологическом плане является создание условий для перехода личности к самопомощи. Условно можно сказать, что в процессе комплексного сопровождения специалист дошкольного учреждения создает условия и оказывает необходимую и достаточную (но ни в коем случае не избыточную) поддержку для перехода от позиции «Я не могу» к позиции «Я могу сам справляться со своими трудностями». Анализ работы воспитателей с родителями в дошкольных учреждениях часто показывает, что наряду с положительными сторонами сотрудничества детского сада и семьи в нем имеются и недостатки: - воспитатели не всегда умеют поставить конкретные задачи и выбрать соответствующие им содержание и методы; - содержание педагогического просвещения родителей недостаточно дифференцированно, при выборе методов сотрудничества воспитатели не учитывают возможностей и условий жизни конкретных семей; - довольно часто воспитатели используют лишь коллективные формы работы с семьей. Таким образом, складывается противоречие: с одной стороны педагоги детского сада, сталкиваясь с неблагополучными семьями, понимают необходимость просветительской и коррекционной работы с ними, с другой стороны, они не имеют достаточно знаний о том, как осуществить эту работу. Вследствие этого дошкольное учреждение перекладывает эту ответственность на другие учреждения: инспекцию по делам несовершеннолетних, комиссию по делам несовершеннолетних, органы опеки и попечительства. Преодолеть эти трудности поможет наш проект «Детский сад спешит на помощь». Цель проекта: организация деятельности дошкольного образовательного учреждения по раннему выявлению и коррекции семейного неблагополучия, организации работы с родителями по вопросам правовой ответственности и воспитания несовершеннолетних. Задачи: В работе с родителями: 1.Способствоватьустановлению доброжелательных отношений в семьях между детьми и родителями. 2. Привлечь внимание неблагополучных семей к проблеме воспитания и развития детей, формировать ответственное родительское отношение. 3. Оказать помощь родителям в решении своих личных проблем: оформлении необходимых документов, льгот, трудоустройства, избавления от вредных привычек. 4. Способствовать положительному изменению окружающей ребенка среды в семье. В работе с педагогами: 1.Повышать профессиональную компетентность педагогов по вопросам профилактики раннего семейного неблагополучия. Новизна проекта заключается в подходе к разрешению проблем, возникающих у детей в неблагополучных семьях в условиях дошкольного образовательного учреждения. Социальная значимость проекта заключается в том, что он направлен на оказание практической помощи семьям, находящимся в трудной жизненной ситуации. Участники проекта: администрация, воспитатели, общественный инспектор по защите прав воспитанников ДОУ (педагог – психолог), родители, воспитанники дошкольного учреждения. Социальные партнеры проекта: Инспекция по делам несовершеннолетних, Комиссия по делам несовершеннолетних, Центр занятости населения, юридическая консультация.
Скачать работу Скачали: 118 раз(а)