Номинации фестиваля

Мастер класс по познавательно исследовательской деятельности

13.04.2019

Добрый день, уважаемые коллеги и члены жюри. Сегодня вашему вниманию, я представляя мастер – класс по познавательно исследовательской деятельности. «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму». Так гласит китайская мудрость «Лучше один раз испытать, попробовать, сделать своими руками», — утверждают педагоги-практики. Малыш — природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребенку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний. Благодаря этому он познает мир, в который пришел. Он изучает все как может и чем может – глазами, руками, языком, носом. Он радуется даже самому маленькому открытию Все мы знаем, что на сегодняшний день ФГОС требует от нас педагогов искать наиболее оптимальные, эффективные способы, для формирования познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности. Начиная с младшего дошкольного возраста, я провожу самые элементарные опыты, чтобы побудить в ребенке тягу к открытиям и исследованиям. И сейчас я продемонстрирую опыт работы, для этого мне нужны помощники. Первый опыт – это волшебная вода. «Волшебная вода» Цель эксперимента, показать, как вода меняет свой цвет, при встрече с разными веществами. В стеклянную банку или стакан налейте воду и растворите в ней таблетку фенолфталеина (он продается в аптеке и лучше известен под названием «Пурген»). Жидкость будет прозрачной. Затем добавьте раствор питьевой соды — он окрасится в интенсивный розово-малиновый цвет. Насладившись таким превращением, добавьте туда же уксус или лимонную кислоту — раствор снова обесцветится. Далее работу проводим с детьми «почемучками», это дети 4 – 5 лет. Опыт «Вулкан» Цель эксперимента: дать дошкольникам элементарные представления о природном явлении — вулкан, наглядно показать взаимодействие щелочи с кислотой (реакцию нейтрализации). Смесь для извержения: сода – 2 столовые ложки, лимонная кислота -2 столовые ложки, красная краска -1 чайная ложка (гуашь, жидкое мыло -1 столовая ложка, вода – 150 мл. воды. Для старшего дошкольного возраста, в исследовательской деятельности, можно добавить и художественное слово, так, на примере сказки: «О трех подружках ложках», можно наглядно изучить разные материалы. «Три подружки» Жили-были три сестрицы - металлическая, деревянная и пластмассовая. Жили они дружно, чем могли, помогали людям. Но однажды подружки заспорили: кто их них самая важная и нужная? Для разрешения своего спора собрались они в поход. Идут они, а на пути у них встречается препятствие, речка (приготовить таз с водой) Как вы думаете, смогут ли металл, дерево и пластмасса перебраться на другой берег? (размышления и ответы детей) Давайте проверим - проведем эксперимент. («Легкий – Тяжелый») Опустите деревянные, пластмассовые и металлические ложки в воду. Опускаю материалы в таз с водой. Что произошло? Как вы думаете, почему металлическая ложка сразу утонула? Что произошло с деревянной ложкой? Пластмассовой? Почему они не утонули, плавают? Вопросами подводим к мысли о том, что дерево и пластмасса - легкие, поэтому они не утонули; металл - тяжелый, он утонул. Как вы думаете, как нашим подружкам - перебраться на другой берег? (ответы детей) Подвести детей к мысли, что с помощью дерева металл можно переправить на другой берег (на деревянную ложку положить металлическую - металл не утонет). Вот и перебрались друзья на другой берег. Деревянная ложка загордилась, ведь она выручила свою подружку. Идут они дальше, а на пути у них следующее препятствие. Какое препятствие встретилось у подруг на пути? (огонь ) Как вы думаете, смогут ли подружки-материалы продолжить свое путешествие? Что произойдет с металлом, если он попадет в огонь? С деревом? С пластмассой? (размышления и ответы детей) Давайте, проверим. В. «Горит - не горит» Зажигаем спиртовку, поочередно нагреваем кусочек пластмассы, дерева и металла. Дети наблюдают. Что произошло? (пластмасса плавится, дерево горит, металл - нагревается). Так как, Металл не горит, он помог перебраться своим друзьям через костер. Решили отправиться дальше. Идут они и спорят — кто из них самая звонкая. Как вы думаете, какой материал самый звонкий? (размышления и ответы детей) Давайте проверим. «3вучит — не звучит» У вас на столах лежат ложки. Из чего они сделаны? (дерева, пластмассы, металла) Возьмите деревянные ложки и постучите ими друг о друга. Какой звук вы слышите: глухой или звонкий? Затем процедура повторяется с металлическими и пластмассовыми ложками. Подвести детей к выводу: металл издает самый звонкий звук, а дерево и пластмасса — глухой. Пошли они дальше. Шли они долго, устали. Увидели подружки дом и решили в нем отдохнуть. Ребята, из какого материала построен дом? Можно ли построить дом из металла, пластмассы? Почему? В. «Теплый - холодный» Давайте проверим, какой материал самый теплый. Возьмите в руки деревянную пластину. Аккуратно приложите ее к щечке. Что вы чувствуете? Процедура повторяется с металлической и пластмассовой пластинами. Подвести детей к выводу о том, что дерево самый теплый материал. Значит, дома лучше строить из. (дерева) Вспомним, какими свойствами обладают дерево, металл и железо. . Цель зксперимента: рассказать и показать наглядно, с помощью ложек такие материалы, как железо, дерево, пластмасса, их значение и применение. Ну и в подготовительной школе группе, опыты, это уже настоящие открытия, где ребенок может сам самостоятельно провести опыт, проводимый раннее воспитателем. Опыт «Шарики» • 0,5 л пластиковая бутылка; • гидрокарбонат натрия; • уксус; • чайная ложка; • воздушный шарик; • воронка или лейка. Способ, как надуть шар с помощью соды и уксуса без гелия, требует аккуратности и внимательности. Все необходимо делать быстро и в правильных пропорциях: 1. В подготовленную чистую пластиковую бутылку наливаем 100 мл уксуса. 2. Аккуратно вставляем воронку в отверстие шарика и осторожно высыпаем в его внутреннюю часть пищевую соду в количестве 1 ст. л. 3. Потихоньку надеваем шарик на горлышко бутылки, расправляем его. 4. Наблюдаем реакцию, которая происходит в результате постепенного высыпания из шарика соды в уксус. Под воздействием выделения углекислого газа шарик начинает надуваться. 5. Необходимо угадать момент, когда уже готовый шар следует зафиксировать ниткой. Свой матер класс, я бы хотела закончить словами Тимерязева: Люди, научившиеся… наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы, оказываясь на более высоком умственном и нравственном уровне в сравнении с теми, кто такой школы не прошел. Спасибо за внимание!!! Добрый день, уважаемые коллеги и члены жюри. Сегодня вашему вниманию, я представляя мастер – класс по познавательно исследовательской деятельности. «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму». Так гласит китайская мудрость «Лучше один раз испытать, попробовать, сделать своими руками», — утверждают педагоги-практики. Малыш — природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребенку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний. Благодаря этому он познает мир, в который пришел. Он изучает все как может и чем может – глазами, руками, языком, носом. Он радуется даже самому маленькому открытию Все мы знаем, что на сегодняшний день ФГОС требует от нас педагогов искать наиболее оптимальные, эффективные способы, для формирования познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности. Начиная с младшего дошкольного возраста, я провожу самые элементарные опыты, чтобы побудить в ребенке тягу к открытиям и исследованиям. И сейчас я продемонстрирую опыт работы, для этого мне нужны помощники. Первый опыт – это волшебная вода. «Волшебная вода» Цель эксперимента, показать, как вода меняет свой цвет, при встрече с разными веществами. В стеклянную банку или стакан налейте воду и растворите в ней таблетку фенолфталеина (он продается в аптеке и лучше известен под названием «Пурген»). Жидкость будет прозрачной. Затем добавьте раствор питьевой соды — он окрасится в интенсивный розово-малиновый цвет. Насладившись таким превращением, добавьте туда же уксус или лимонную кислоту — раствор снова обесцветится. Далее работу проводим с детьми «почемучками», это дети 4 – 5 лет. Опыт «Вулкан» Цель эксперимента: дать дошкольникам элементарные представления о природном явлении — вулкан, наглядно показать взаимодействие щелочи с кислотой (реакцию нейтрализации). Смесь для извержения: сода – 2 столовые ложки, лимонная кислота -2 столовые ложки, красная краска -1 чайная ложка (гуашь, жидкое мыло -1 столовая ложка, вода – 150 мл. воды. Для старшего дошкольного возраста, в исследовательской деятельности, можно добавить и художественное слово, так, на примере сказки: «О трех подружках ложках», можно наглядно изучить разные материалы. «Три подружки» Жили-были три сестрицы - металлическая, деревянная и пластмассовая. Жили они дружно, чем могли, помогали людям. Но однажды подружки заспорили: кто их них самая важная и нужная? Для разрешения своего спора собрались они в поход. Идут они, а на пути у них встречается препятствие, речка (приготовить таз с водой) Как вы думаете, смогут ли металл, дерево и пластмасса перебраться на другой берег? (размышления и ответы детей) Давайте проверим - проведем эксперимент. («Легкий – Тяжелый») Опустите деревянные, пластмассовые и металлические ложки в воду. Опускаю материалы в таз с водой. Что произошло? Как вы думаете, почему металлическая ложка сразу утонула? Что произошло с деревянной ложкой? Пластмассовой? Почему они не утонули, плавают? Вопросами подводим к мысли о том, что дерево и пластмасса - легкие, поэтому они не утонули; металл - тяжелый, он утонул. Как вы думаете, как нашим подружкам - перебраться на другой берег? (ответы детей) Подвести детей к мысли, что с помощью дерева металл можно переправить на другой берег (на деревянную ложку положить металлическую - металл не утонет). Вот и перебрались друзья на другой берег. Деревянная ложка загордилась, ведь она выручила свою подружку. Идут они дальше, а на пути у них следующее препятствие. Какое препятствие встретилось у подруг на пути? (огонь ) Как вы думаете, смогут ли подружки-материалы продолжить свое путешествие? Что произойдет с металлом, если он попадет в огонь? С деревом? С пластмассой? (размышления и ответы детей) Давайте, проверим. В. «Горит - не горит» Зажигаем спиртовку, поочередно нагреваем кусочек пластмассы, дерева и металла. Дети наблюдают. Что произошло? (пластмасса плавится, дерево горит, металл - нагревается). Так как, Металл не горит, он помог перебраться своим друзьям через костер. Решили отправиться дальше. Идут они и спорят — кто из них самая звонкая. Как вы думаете, какой материал самый звонкий? (размышления и ответы детей) Давайте проверим. «3вучит — не звучит» У вас на столах лежат ложки. Из чего они сделаны? (дерева, пластмассы, металла) Возьмите деревянные ложки и постучите ими друг о друга. Какой звук вы слышите: глухой или звонкий? Затем процедура повторяется с металлическими и пластмассовыми ложками. Подвести детей к выводу: металл издает самый звонкий звук, а дерево и пластмасса — глухой. Пошли они дальше. Шли они долго, устали. Увидели подружки дом и решили в нем отдохнуть. Ребята, из какого материала построен дом? Можно ли построить дом из металла, пластмассы? Почему? В. «Теплый - холодный» Давайте проверим, какой материал самый теплый. Возьмите в руки деревянную пластину. Аккуратно приложите ее к щечке. Что вы чувствуете? Процедура повторяется с металлической и пластмассовой пластинами. Подвести детей к выводу о том, что дерево самый теплый материал. Значит, дома лучше строить из. (дерева) Вспомним, какими свойствами обладают дерево, металл и железо. . Цель зксперимента: рассказать и показать наглядно, с помощью ложек такие материалы, как железо, дерево, пластмасса, их значение и применение. Ну и в подготовительной школе группе, опыты, это уже настоящие открытия, где ребенок может сам самостоятельно провести опыт, проводимый раннее воспитателем. Опыт «Шарики» • 0,5 л пластиковая бутылка; • гидрокарбонат натрия; • уксус; • чайная ложка; • воздушный шарик; • воронка или лейка. Способ, как надуть шар с помощью соды и уксуса без гелия, требует аккуратности и внимательности. Все необходимо делать быстро и в правильных пропорциях: 1. В подготовленную чистую пластиковую бутылку наливаем 100 мл уксуса. 2. Аккуратно вставляем воронку в отверстие шарика и осторожно высыпаем в его внутреннюю часть пищевую соду в количестве 1 ст. л. 3. Потихоньку надеваем шарик на горлышко бутылки, расправляем его. 4. Наблюдаем реакцию, которая происходит в результате постепенного высыпания из шарика соды в уксус. Под воздействием выделения углекислого газа шарик начинает надуваться. 5. Необходимо угадать момент, когда уже готовый шар следует зафиксировать ниткой. Свой матер класс, я бы хотела закончить словами Тимерязева: Люди, научившиеся… наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы, оказываясь на более высоком умственном и нравственном уровне в сравнении с теми, кто такой школы не прошел. Спасибо за внимание!!! Добрый день, уважаемые коллеги и члены жюри. Сегодня вашему вниманию, я представляя мастер – класс по познавательно исследовательской деятельности. «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму». Так гласит китайская мудрость «Лучше один раз испытать, попробовать, сделать своими руками», — утверждают педагоги-практики. Малыш — природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребенку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний. Благодаря этому он познает мир, в который пришел. Он изучает все как может и чем может – глазами, руками, языком, носом. Он радуется даже самому маленькому открытию Все мы знаем, что на сегодняшний день ФГОС требует от нас педагогов искать наиболее оптимальные, эффективные способы, для формирования познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности. Начиная с младшего дошкольного возраста, я провожу самые элементарные опыты, чтобы побудить в ребенке тягу к открытиям и исследованиям. И сейчас я продемонстрирую опыт работы, для этого мне нужны помощники. Первый опыт – это волшебная вода. «Волшебная вода» Цель эксперимента, показать, как вода меняет свой цвет, при встрече с разными веществами. В стеклянную банку или стакан налейте воду и растворите в ней таблетку фенолфталеина (он продается в аптеке и лучше известен под названием «Пурген»). Жидкость будет прозрачной. Затем добавьте раствор питьевой соды — он окрасится в интенсивный розово-малиновый цвет. Насладившись таким превращением, добавьте туда же уксус или лимонную кислоту — раствор снова обесцветится. Далее работу проводим с детьми «почемучками», это дети 4 – 5 лет. Опыт «Вулкан» Цель эксперимента: дать дошкольникам элементарные представления о природном явлении — вулкан, наглядно показать взаимодействие щелочи с кислотой (реакцию нейтрализации). Смесь для извержения: сода – 2 столовые ложки, лимонная кислота -2 столовые ложки, красная краска -1 чайная ложка (гуашь, жидкое мыло -1 столовая ложка, вода – 150 мл. воды. Для старшего дошкольного возраста, в исследовательской деятельности, можно добавить и художественное слово, так, на примере сказки: «О трех подружках ложках», можно наглядно изучить разные материалы. «Три подружки» Жили-были три сестрицы - металлическая, деревянная и пластмассовая. Жили они дружно, чем могли, помогали людям. Но однажды подружки заспорили: кто их них самая важная и нужная? Для разрешения своего спора собрались они в поход. Идут они, а на пути у них встречается препятствие, речка (приготовить таз с водой) Как вы думаете, смогут ли металл, дерево и пластмасса перебраться на другой берег? (размышления и ответы детей) Давайте проверим - проведем эксперимент. («Легкий – Тяжелый») Опустите деревянные, пластмассовые и металлические ложки в воду. Опускаю материалы в таз с водой. Что произошло? Как вы думаете, почему металлическая ложка сразу утонула? Что произошло с деревянной ложкой? Пластмассовой? Почему они не утонули, плавают? Вопросами подводим к мысли о том, что дерево и пластмасса - легкие, поэтому они не утонули; металл - тяжелый, он утонул. Как вы думаете, как нашим подружкам - перебраться на другой берег? (ответы детей) Подвести детей к мысли, что с помощью дерева металл можно переправить на другой берег (на деревянную ложку положить металлическую - металл не утонет). Вот и перебрались друзья на другой берег. Деревянная ложка загордилась, ведь она выручила свою подружку. Идут они дальше, а на пути у них следующее препятствие. Какое препятствие встретилось у подруг на пути? (огонь ) Как вы думаете, смогут ли подружки-материалы продолжить свое путешествие? Что произойдет с металлом, если он попадет в огонь? С деревом? С пластмассой? (размышления и ответы детей) Давайте, проверим. В. «Горит - не горит» Зажигаем спиртовку, поочередно нагреваем кусочек пластмассы, дерева и металла. Дети наблюдают. Что произошло? (пластмасса плавится, дерево горит, металл - нагревается). Так как, Металл не горит, он помог перебраться своим друзьям через костер. Решили отправиться дальше. Идут они и спорят — кто из них самая звонкая. Как вы думаете, какой материал самый звонкий? (размышления и ответы детей) Давайте проверим. «3вучит — не звучит» У вас на столах лежат ложки. Из чего они сделаны? (дерева, пластмассы, металла) Возьмите деревянные ложки и постучите ими друг о друга. Какой звук вы слышите: глухой или звонкий? Затем процедура повторяется с металлическими и пластмассовыми ложками. Подвести детей к выводу: металл издает самый звонкий звук, а дерево и пластмасса — глухой. Пошли они дальше. Шли они долго, устали. Увидели подружки дом и решили в нем отдохнуть. Ребята, из какого материала построен дом? Можно ли построить дом из металла, пластмассы? Почему? В. «Теплый - холодный» Давайте проверим, какой материал самый теплый. Возьмите в руки деревянную пластину. Аккуратно приложите ее к щечке. Что вы чувствуете? Процедура повторяется с металлической и пластмассовой пластинами. Подвести детей к выводу о том, что дерево самый теплый материал. Значит, дома лучше строить из. (дерева) Вспомним, какими свойствами обладают дерево, металл и железо. . Цель зксперимента: рассказать и показать наглядно, с помощью ложек такие материалы, как железо, дерево, пластмасса, их значение и применение. Ну и в подготовительной школе группе, опыты, это уже настоящие открытия, где ребенок может сам самостоятельно провести опыт, проводимый раннее воспитателем. Опыт «Шарики» • 0,5 л пластиковая бутылка; • гидрокарбонат натрия; • уксус; • чайная ложка; • воздушный шарик; • воронка или лейка. Способ, как надуть шар с помощью соды и уксуса без гелия, требует аккуратности и внимательности. Все необходимо делать быстро и в правильных пропорциях: 1. В подготовленную чистую пластиковую бутылку наливаем 100 мл уксуса. 2. Аккуратно вставляем воронку в отверстие шарика и осторожно высыпаем в его внутреннюю часть пищевую соду в количестве 1 ст. л. 3. Потихоньку надеваем шарик на горлышко бутылки, расправляем его. 4. Наблюдаем реакцию, которая происходит в результате постепенного высыпания из шарика соды в уксус. Под воздействием выделения углекислого газа шарик начинает надуваться. 5. Необходимо угадать момент, когда уже готовый шар следует зафиксировать ниткой. Свой матер класс, я бы хотела закончить словами Тимерязева: Люди, научившиеся… наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы, оказываясь на более высоком умственном и нравственном уровне в сравнении с теми, кто такой школы не прошел. Спасибо за внимание!!!
Скачать работу Скачали: 227 раз(а)