Номинации фестиваля

«Комплексный план формирования профессионального самоопределения обучающихся 1-11 классов муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Новоропской средней общеобразовательной школы на уроках технологии и во внеурочное время»

05.06.2019

На сегодняшний день вопрос о профессиональном самоопределении стоит весьма остро. Несмотря на то, что весьма распространены профориентационные центры, центры психолого-медико-социального сопровождения, а в школах есть психологи, это не приводит к положительному решению вопроса о профессиональном выборе. Согласно статистическим данным, растет процент респондентов отвечающих, что они «скорее не удовлетворены своей работой в целом». Так ответили 13% опрошенных в 2013 г. и уже 20% в 2014 г. Правда, увеличился и процент «скорее удовлетворенных» - с 21% в 2013 г. до 33% в 2014 г. Обратите внимание на формулировку, в которой отражается сравнительный оттенок. Если же говорить об абсолютном – «вполне», то эти данные не устойчивы и колеблются от года к году – в 2000 г. на вопрос «Насколько Вы в настоящее время удовлетворены Вашей работой в целом?» «Вполне удовлетворен» ответили 16% респондентов, в 2005 – 14%, в 2007 – 18%, в 2009 – 17%, в 2011 - 14%1. По тем же данным на сегодняшний день трудоустройство преимущественно определяется размером оплаты труда, так на вопрос «Если бы Вы сейчас устраивались на работу, что для Вас было бы самым важным?», значительное большинство ответило: хорошая заработная плата. Возможно, этим можно объяснить давно существующий в Российской Федерации дефицит квалифицированных кадров не только сказывающийся на развитии инженерного дела, но и малого бизнеса, информационных технологий, здравоохранения и др. Ведь если значительная часть выпускников выбирает место работы, основываясь на материальной выгоде и отказывается от малооплачиваемой «работы по специальности», то дефицит кадров останется неотъемлемым спутником экономики страны. Конечно, хороший специалист – это не человек «+» образование, а всегда человек с некой системой ценностей, устремлений и способностей. И если выпускник понимает, что в данной сфере деятельности ему не место, он вправе выбирать себе более подходящее. На практике же оказывается, что случайны не несколько студентов, а всего несколько студентов находятся на своем месте. Удовлетворенность профессией связывают с такими личностными проявлениями, как самооценка, психологическое и психическое здоровье. Поэтому осуществление «правильного» выбора сказывается на будущем благополучии человека и как личности, и как профессионала. Здесь следует оговориться, дело в том, что профессиональное самоопределение как выбор, дело не каждого человека, в отличие от выбора жизненного пути, а дело определенной группы лиц (пожалуй, большинства): типов личности и вариантов жизни. Так человек может посвятить себя не какой-то конкретной профессии, а служению Богу и просто людям (миссионерство или волонтерская деятельность в Красном кресте), или творческой деятельности. Иосиф Бродский оставил школу в возрасте 15 лет и не получил никакого профессионального образования, но это нисколько не помешало стать ему великим поэтом и впоследствии нобелевским лауреатом. Процесс становления человека как личности многомерен. Он сопровождается действиями многочисленных и разнонаправленных факторов, совокупность которых и составляет доминанту подходов к трактовке социализации личности. Эти подходы различны в современной зарубежной и отечественной теории. В отечественной науке точки зрения на социализацию различны. Их многообразие и особенности проанализированы в ряде работ различных отраслей науке. В работах А.Н.Леонтьева, Е.А.Климова, В.Д.Шадрикова, Г.И.Щукиной и других ученых показано, что социализация осуществляется в ходе включения учащихся в различные виды деятельности, в частности учебную и общественно полезную, а так же через профессиональное самоопределение учащихся. За последние несколько лет в нашей стране произошли серьезные социально-экономические изменения, которые привели к тому, что профессиональное самоопределение школьников происходит не в таких условиях, как раньше. Исчезла система pаспpеделения выпускников в ВУЗах, появилась безработица. В связи с этим школьники вынуждены уделять большее внимание выбору профессии и своему профессиональному пути в целом. Появилась возможность свободного планирования карьеры, и этот процесс может начаться еще за школьной скамьей. Важная роль в осуществлении профориентационной работы в школе принадлежит учителю технологии. Содержание предмета «Технология» дает возможность учителю ознакомить учащихся со многими профессиями, воспитать интерес к ним. Особая, ничем не заменимая ценность уроков технологии в профориентационной работе состоит в том, что здесь школьники не только получают определенные знания, но и в процессе создания конкретных объектов труда они приобретают специальные умения и навыки, пробуют свои силы в практической деятельности, развивают профессиональные интересы и способности. Ни с чем не сравнить возникающие у подростка, чувства радости, гордости от выполненной работы, от того, что он сделал нужное людям дело своими руками. Именно поэтому перед учителем технологии стоит задача так организовать работу, чтобы каждый ученик не только испытал подобные чувства, но чтобы они переросли в желание, а затем привычку трудиться, чтобы возник устойчивый интерес к выбору профессии. Подготовка учащихся к осознанному выбору профессии - важная социально-педагогическая задача школы. В Концепции модернизации российского образования говорится о необходимости улучшения профессиональной ориентации школьника. Учитывая, что каждая профессия (и социальное положение) требует от человека не только определённых общих и специальных умений и знаний, но и конкретных способностей и личностных качеств, черт характера, хорошего знания рынка труда и рынка профессий, можно назвать три основных составляющих содержания профессионального самоопределения: • самопознание (самоосознание своих возможностей, способностей, особенностей характера и т.д.); • самооценивание (сравнение результатов самопознания с теми требованиями, которые предъявляет избираемая профессия к человеку); • саморазвитие (развитие в себе тех качеств, которые необходимы для выполнения избранной профессиональной деятельности и той социальной роли, к которой готовит себя молодой человек). Работу по социализации личности через профориентационную работу ведут уже с первого класса. Особенностью уроков технологии в начальной школе по ФГОС явля¬ется то, что они строятся на уникальной психологической и ди¬дактической базе предметно-практической деятельности, ко¬торая служит в младшем школьном возрасте необходимой составляющей целостного процесса духовного, нравственного и интеллектуального развития (прежде всего, абстрактного, конструктивного мышления и пространственного воображе¬ния). Организация продуктивной преобразующей творческой деятельности детей на уроках технологии создаёт важный про¬тивовес вербализму обучения в начальной школе, который яв-ляется одной из главных причин снижения учебно-познава¬тельной мотивации, формализации знаний и в конечном счё¬те низкой эффективности обучения. Продуктивная предметная деятельность на уроках технологии является основой форми¬рования познавательных способностей младших школьников, социализации детей, стремления активно познавать, историю материальной культу¬ры и семейных традиций своего и других народов и уважи¬тельно относиться к ним.