«Речевая зарядка на уроках чтения».
02.10.2019
Речевая зарядка на уроках чтения.
Важнейшей стороной техники чтения является правильное произношение слогов и слов без искажения их звукового состава. Правильность чтения у детей с общим недоразвитием речи (ОНР) формируется медленно.
Чтение учащихся характеризуется:
1. Большим количеством ошибок (замены, повторы, пропуски, добавления букв, слогов, слов).
2. Их стойкостью.
В свою очередь нарушение правильности чтения затрудняет выработку беглого и выразительного чтения, осознание читаемого текста. Наиболее результативным периодом для воспитания правильного чтения являются 1-3 классы, когда учащиеся от побуквенного восприятия слов переходят к слоговому, а затем к чтению целыми словами.
Одним из эффективных приёмов работы по выработке у учащихся навыка правильного чтения является речевая зарядка.
Речевая зарядка-это система упражнений, направленных на правильное воспроизведение слоговых структур и слов, которые могут вызвать затруднения у учащихся при чтении текста. Термин подобран исходя из того ,что чтение является одним из видов речевой деятельности, а слово зарядка, семантически определяется как подготовка к действию.
Задачи речевой зарядки:
1. Установление прочной связи между зрительными и речедвигательными образами слогов и слов.
2. Дифференциация сходных единиц чтения.
3. Накопление в памяти слогов и слов, схватываемых сразу, без побуквенного чтения.
4. Слияние в единый процесс восприятия и осмысления слов.
5. Совершенствование произносительных навыков учащихся, так как прочтение слогов и слов предполагает четкость их артикулирования.
Однако в противоположность артикуляционной гимнастике с ее нацеленностью на укрепление мышц артикуляционного аппарата, на четкость произношения звуков, речевая зарядка прежде всего готовит учащихся к правильному прочтению слов. Регулярное проведение речевой зарядки воспитывает в детях убеждение, что любые трудности, связанные с чтением, могут быть преодолены. В момент хорового чтения малообщительные дети в совместной деятельности ведут себя более свободно, раскованно. Дальнейшая работа с текcтом не пугает их, а, напротив, вызывает интерес, воспринимается как посильная.
Виды упражнений, используемых на речевых зарядках, могут быть следующими:
1. Дифференциация сходных слогов и слов:
• ла-ра ма- мя дом-том
• ло-ро мо-мё Дима- Тима
• лу- ру му-мю кадушка-катушка
2. Чтение слогов по подобию:
• а о у
• ма мо му
• са со су
• ла ло лу
Учитель обращает внимание школьников на то как образованы слоги, расположенные столбиком: они все с одной и той же гласной, т.е положение губ при произнесении отдельного гласного и слога с этим гласным одинаково.
3. Чтение слов по подобию:
• сом Маша шапка
• лом Даша лапка
• ком Паша папка
В процессе неоднократного воспроизведения подборки сходных слов в памяти учащихся быстрее накапливаются зрительные образы слов, узнаваемых ими сразу, с одного взгляда.
4. Чтение слогов и слов с подготовкой:
• о-то-сто-стол с-то-сто-ит
• у-ту-сту-стул с-та-ста-ли
• а-ра-вра-враг с-ня-сня-ли
Учащиеся 2 класса заканчивают чтение цепочки слоговых структур чтением целого слова без слоговой разбивки в том случае, если слово состоит не более чем из 2-3 слогов, не представляющих особой трудности для восприятия их детьми. В 3 классе предварительное прочтение слоговых структур заканчивается обязательным глобальным чтением слова:
а-ра-тра-трам-вай