Номинации фестиваля

«Речевая зарядка на уроках чтения».

02.10.2019

Речевая зарядка на уроках чтения. Важнейшей стороной техники чтения является правильное произношение слогов и слов без искажения их звукового состава. Правильность чтения у детей с общим недоразвитием речи (ОНР) формируется медленно. Чтение учащихся характеризуется: 1. Большим количеством ошибок (замены, повторы, пропуски, добавления букв, слогов, слов). 2. Их стойкостью. В свою очередь нарушение правильности чтения затрудняет выработку беглого и выразительного чтения, осознание читаемого текста. Наиболее результативным периодом для воспитания правильного чтения являются 1-3 классы, когда учащиеся от побуквенного восприятия слов переходят к слоговому, а затем к чтению целыми словами. Одним из эффективных приёмов работы по выработке у учащихся навыка правильного чтения является речевая зарядка. Речевая зарядка-это система упражнений, направленных на правильное воспроизведение слоговых структур и слов, которые могут вызвать затруднения у учащихся при чтении текста. Термин подобран исходя из того ,что чтение является одним из видов речевой деятельности, а слово зарядка, семантически определяется как подготовка к действию. Задачи речевой зарядки: 1. Установление прочной связи между зрительными и речедвигательными образами слогов и слов. 2. Дифференциация сходных единиц чтения. 3. Накопление в памяти слогов и слов, схватываемых сразу, без побуквенного чтения. 4. Слияние в единый процесс восприятия и осмысления слов. 5. Совершенствование произносительных навыков учащихся, так как прочтение слогов и слов предполагает четкость их артикулирования. Однако в противоположность артикуляционной гимнастике с ее нацеленностью на укрепление мышц артикуляционного аппарата, на четкость произношения звуков, речевая зарядка прежде всего готовит учащихся к правильному прочтению слов. Регулярное проведение речевой зарядки воспитывает в детях убеждение, что любые трудности, связанные с чтением, могут быть преодолены. В момент хорового чтения малообщительные дети в совместной деятельности ведут себя более свободно, раскованно. Дальнейшая работа с текcтом не пугает их, а, напротив, вызывает интерес, воспринимается как посильная. Виды упражнений, используемых на речевых зарядках, могут быть следующими: 1. Дифференциация сходных слогов и слов: • ла-ра ма- мя дом-том • ло-ро мо-мё Дима- Тима • лу- ру му-мю кадушка-катушка 2. Чтение слогов по подобию: • а о у • ма мо му • са со су • ла ло лу Учитель обращает внимание школьников на то как образованы слоги, расположенные столбиком: они все с одной и той же гласной, т.е положение губ при произнесении отдельного гласного и слога с этим гласным одинаково. 3. Чтение слов по подобию: • сом Маша шапка • лом Даша лапка • ком Паша папка В процессе неоднократного воспроизведения подборки сходных слов в памяти учащихся быстрее накапливаются зрительные образы слов, узнаваемых ими сразу, с одного взгляда. 4. Чтение слогов и слов с подготовкой: • о-то-сто-стол с-то-сто-ит • у-ту-сту-стул с-та-ста-ли • а-ра-вра-враг с-ня-сня-ли Учащиеся 2 класса заканчивают чтение цепочки слоговых структур чтением целого слова без слоговой разбивки в том случае, если слово состоит не более чем из 2-3 слогов, не представляющих особой трудности для восприятия их детьми. В 3 классе предварительное прочтение слоговых структур заканчивается обязательным глобальным чтением слова: а-ра-тра-трам-вай