Номинации фестиваля

Проект «Физическое развитие и оздоровление детей с ограниченными возможностями здоровья»

11.09.2022

Проект «Физическое развитие и оздоровление детей с ограниченными возможностями здоровья» Пояснительная записка По статистике в России на 2019-2020 год проживает около двух миллионов детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Физическая культура является составной частью всей системы работы как с обычными детьми так и с детьми ОВЗ. Физическое воспитание рассматривается и реализуется комплексно и находится в тесной связи с умственным, нравственным, эстетическим, трудовым обучением. Дети с ОВЗ нуждаются в особых индивидуальных программах обучения и социальной адаптации с здоровыми детьми. Проблема организации системы психолого- медико-педагогической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в настоящее время является чрезвычайно актуальной для таких детей. В последние годы значительное внимание уделяется проблемам детей с особыми возможностями здоровья (ОВЗ), для этого активно используется физическая культура и ритмика. Актуальность и доказательность проекта. Проблема ухудшения здоровья населения страны и особенно детей становится национальной. Несомненно, проблема раннего формирование здоровья актуальна, своевременна и достаточно сложна. Как укрепить и сохранить здоровье детей, каким образом способствовать формированию физической культуры ребенка, как привить навыки здорового образа жизни и когда это надо начинать? Сегодня к актуальным проблемам детского здоровья относятся: гиподинамия, детские стрессы, тревожность, агрессия и пр. Исследования М.Д. Маханевой, В.Г. Алямовской свидетельствуют о том, что современные дети в своем большинстве испытывают «Двигательный дефицит», т.е. количество движений, производимых ими в течение дня, ниже возрастной нормы. Не секрет, что дома дети большую часть времени проводят в статичном положении. Это увеличивает статичную нагрузку на определенные группы мышц и вызывает их утомление. Снижаются сила и работоспособность скелетной мускулатуры, что влечет за собой нарушение осанки, искривление позвоночника, плоскостопие, задержку возрастного развития быстроты, ловкости, координации движений, выносливости, гибкости и силы, то есть усугубляет неблагоприятное влияние гипокинезии - избыточное отложение жира. На сегодняшний день в школьном возрасте практически здоровые дети составляют 3-4%, с нарушением осанки 50-60%, с плоскостопием - 30%, 3% - детей с ограниченными возможностями здоровья. За последние годы состояние здоровья детей прогрессивно ухудшается. Рождение здорового ребёнка стало редкостью, растёт число недоношенных детей, число врождённых аномалий, число детей с различными расстройствами, в том числе и речевыми. Причин роста патологии множество: плохая экология, несбалансированное питание, снижение двигательной активности, информационные и нейропсихические перегрузки. Теоретическая обоснованность проекта. Теоретические идеи и практические исследования интегрированного обучения заложили ученые Э.И.Леонгард, Б.Д. Корсунский, Г.Л. Зайцев, Н.Н. Малофеев, Н.Д. Шматко, А.Н. Коноплев, Т.С. Зыков, Т.В.,Т.Л. Лещинский, М.Л. Любимов, Н.М. , Назаров, Л.И. Тигранов, Е.А. Шкатов, Л.Е. Шевчук, Л.М. Кобрин, Л.М. Щипицин, Т.В. Фуряев. Малофеев Н.Н., академик РАО, Институт Коррекционной педагогики РАОи считает: «Введение в человеческое сообщество детей с отклонениями в развитии является основной задачей всей системы коррекционной помощи. Социальная интеграция понимается как конечная цель специального обучения, направленного на включение индивидуума в жизнь общества. В основу инклюзивного образования положена идеология, которая исключает любую дискриминацию, которая обеспечивает равное отношение ко всем людям, но создает особые условия для тех, кто имеет особые образовательные потребности. Теоретико-методологическую основу проекта составили фундаментальные концепции: теории и методики физической культуры (В.М.Выдрин, Л.П.Матвеев, Ю.Н.Николаев, Ю.Ф.Курамшин); теории и методики адаптивной физической культуры (С.П.Евсеев, A.A.Потапчук, Л.Н.Шапкова); коррекционной педагогики и психологии (Л.М.Шипицына, Л.Н.Ростомашвили);инклюзивного образования (Т.С.Овчинникова, H.H.Матвейчук, Д.Митчелл, Г. Банч, J. Thousand, А. Nevin, W. Fox). Инклюзивное образование - процесс развития общего образования, который подразумевает доступность образования для всех, в плане приспособления к различным нуждам всех детей, что обеспечивает доступ к образованию для детей с особыми потребностями (Д. Митчелл, 2008; Г. Банч, 2002; И.Н. Лошакова, Е.Р. Ярская-Смирнова, 2002; Н.С. Грозная, 2006 и др.). В концепциях Л.С. Выготского отмечается, что реализация личности носителя дефекта в большей степени зависят от социальных и психологических условий, чем от наличия самого дефекта. Также определены приоритеты помощи как психолого-педагогические или социальные, а не медицинские или биологические. Процесс включения детей с ОВЗ в образовании оказывается очень сложным как в своей организационной составляющей так в содержательном компоненте. Поэтому необходимо создание адекватных моделей и конкретных технологий психолого-педагогического сопровождения инклюзивных процессов в образовании, которые позволят сделать этот процесс максимально адаптивным и пластичным. Создание и внедрение в образовательный процесс новых механизмов построения адаптивной образовательной среды, обеспечивающей минимизацию образовательных, материальных и социальных барьеров, комплексное развитие и сохранение здоровья детей с ОВЗ, гарантирует доступное качественное образование для детей с разными образовательными потребностями.