Номинации фестиваля

Безопасность на водных объектах в весенний период

29.03.2019

«БАЙКАЛЬСКИЙ ПОИСКОВО-СПАСАТЕЛЬНЫЙ ОТРЯД МЧС РОССИИ» Центр подготовки спасателей I. Рекомендации по правилам безопасности на воде МЕРЫ БЕЗОПАСНОСТИ НА ЛЬДУ Любое пребывание человека на льду таит опасность, перед выходом на лед следует вспомнить правила, которые обеспечат безопасность, а может быть, и сохранят жизнь. В пресной воде лед образовывается быстрее и бывает толще, чем в соленой. Постоянно низкая температура воздуха приводит к образованию ледостава - прочного неподвижного ледяного по¬крова на водной поверхности. Ледостав используется в качестве сезонных переправ для пе¬шеходов, автомобильного и гужевого транспорта. Во льду прору¬баются места для забора воды, на льду проводятся спортивные со¬ревнования, катаются на коньках или лыжах, популярна рыбная ловля. Ледостав характеризуется наличием опасностей: человек мо¬жет поскользнуться, упасть и получить травму, переохладиться в случае длительного пребывания на льду, в результате неожи¬данного проламывания льда может провалиться в прорубь (по-лынью, трещину и т. п.), или оказаться на оторвавшейся льдине. Особую опасность представляет пребывание людей на льду в условиях ограниченной видимости (ночь, туман, снегопад). Чаще всего люди оказываются на льду, когда переходят во¬доемы, сокращая путь или отправляясь на зимнюю рыбалку. Не было года, чтобы из-за беспечности на тонком льду не пострадали люди. Уходят под лед и автомобили. Анализ показывает, что ос¬новные причины происшествий и гибели людей на льду - выход (выезд) на несанкционированные ледовые переправы или зим¬няя рыбалка. И все это из-за несоблюдения элементарных мер безопасности. Основным условием безопасного пребывания человека на льду является соответствие его толщины прилагаемой нагрузке. Для одного человека безопасной считается толщина льда не ме¬нее 7 см. Каток можно соорудить при толщине льда 12 см и бо¬лее, пешие переправы считаются безопасными при толщине льда 15 см и более, легковые автомобили могут выезжать на лед тол¬щиной не менее 30 см. Для определения толщины льда следует его прорубить, вырубить кусок и замерить. Толщина льда на водоеме не везде одинакова. Тонкий лед у берегов, в районе перекатов и стремнин, в местах слияния рек и их впадения в море (озеро), на изгибах, излучинах, около вмерз¬ших предметов, подземных источников, в местах слива в водоемы теплых вод и канализационных стоков. Чрезвычайно ненадеж¬ным и опасным является лед под снегом, так как вода иод ним замерзает медленно и неравномерно. Опасность представляют со¬бой полыньи, проруби, трещины, лунки, покрытая тонким льдом: если он проламывается, человек неожиданно может оказаться в холодной воде. Самый опасный лед осенью и в период весеннего таянья, когда лед становится пористым и слабым, покрывается талой водой, размягчается, приобретает беловатый цвет. Выхо¬дить на такой лед чрезвычайно опасно. Большую опасность и непредсказуемость представляет собой ледяное покрытие болот, на котором всегда имеются «окна» с тон¬ким льдом. Плохо промерзают болота, заросшие ряской, травой, кустарниками, мелкой порослью деревьев. Неравномерно про¬мерзают кочковатые болота. Края болот промерзают хуже, чем в середине. Выходить на замерзшее болото можно в случае крайней необходимости, соблюдая меры безопасности: это страховка, на¬личие шеста, палки, веревки. Запрещается выходить на лед по одному без страховки. Перед выходом на лед необходимо определить его прочность по внешним признакам. Крепкий лед имеет ровную, гладкую по¬верхность, без трещин, голубоватого оттенка. Если лед трещит и прогибается под тяжестью человека, значит, он непрочный. Раз¬ведка прочности льда проводится при соблюдении требований безопасности. Для первого выхода на лед выбирается безопасное и удобное место для спуска с берега. Падение на крутом и скользком берегу приводит к падению на лед, который может проломиться. После выхода на лед по нему постучать палкой; если на поверхности по¬явится вода, раздастся характерный треск или лед начнет проги-баться, играть под ногами, незамедлительно вернуться на берег. В случае понижения уровня воды в замерзшем водоеме у берегов образуются непрочные воздушные «карманы», наступать на лед в этих местах нельзя по причине возможного проламывания льда и попадания человека в воду. Для выхода на лед в этих и других местах применяются специальные настилы. Опасно выходить на лед в период продолжительной оттепели и весной. Предотвратить дальнейшее проламывание льда можно следующим образом: лечь на лед, расставить широко ноги, опереться на палку, шест, лыжи и ползти к берегу. Чтобы уменьшить вероятность проламывания льда и попада¬ния в холодную воду, необходимо знать и выполнять следующие основные правила: ■ прежде чем выйти на лед, убедитесь в его прочности; ■ используйте нахоженные тропы по льду. При их отсутствии, стоя на берегу, наметьте маршрут движения, возьмите с собой крепкую длинную палку, обходите подозрительные места; ■ в случае появления типичных признаков непрочности льда (треск, прогибание, появление воды на поверхности) немедленно вернитесь на берег, идите с широко расставленными ногами, не отрывая их от поверхности льда, в крайнем случае - ползите; ■ не допускайте скопления людей и грузов в одном месте на льду; ■ исключайте случаи пребывания на льду в плохую погоду (туман, снегопад, дождь), а также ночью; ■ не катайтесь на льдинах, обходите перекаты, полыньи, про¬руби, край льда. При отсутствии уверенности в безопасности пре¬бывания на льду лучше обойти опасный участок по берегу или дождаться надежного замерзания водоема; ■ не проверяйте прочность льда ударом ноги. Дополнительную опасность представляет проламывание льда для человека, который несет тяжелый груз: он увеличивает на¬грузку на лед, способствует падению, мешает быстро встать на ноги, выбраться из воды. Перед выходом на лед ослабить лямки рюкзака и быть готовым к его быстрому сбрасыванию в случае внезапного проламывания льда. При движении по неразведанно¬му льду на лыжах расстегнуть их крепление, освободить руки от петель (темляков) лыжных палок. Это позволит быстро избавить¬ся от палок в случае неожиданного проламывания льда. Для обеспечения безопасности движения по льду следует ис¬ключать возникновение сосредоточенной нагрузки. Это дости¬гается посредством соблюдения безопасного расстояния между людьми или техникой. Длительная остановка техники на льду крайне опасна. Выезд на лед на автотранспорте сопряжен с серьезной опасно¬стью. Даже если в целом на водоеме образовался устойчивый лед, при сбросе или подъеме воды, т. е. в связи с изменением ледовой ситуации, возможно появление трещин и полыней. Как правило, они и являются причиной возникновения различных происше¬ствий, в том числе и с автотранспортом. Поэтому движение транс¬портных средств вне ледовых переправ запрещено. При передвижении по льду на транспортном средстве выпол¬няются правила: ■ не передвигаться по чужой колее; ■ запрещается производить резкие торможения и обгоны впе¬реди идущего автотранспорта; ■ объезжать опасные и подозрительные места; ■ при появлении треска остановиться, прорубить лунку и сде¬лать замер толщины льда (безопасным для перемещения на лег¬ковых автомобилях считается лед, толщиной не менее 30 см); не употреблять спиртные напитки; ■ при передвижении на двухдверном автомобиле («Нива») приоткрыть багажник; ■ иметь лопату, трос (желательно стальной), веревку, а также пару широких досок. Передвижение по льду рекомендуется осуществлять группа¬ми (по 2-3 автомашины). Если одна провалится передним мостом в трещину, следующие за ней помогут водителю выбраться. Если автомашина попала в промоину или трещину, немед¬ленно открыть на полную ширину двери и покинуть ее. При необ¬ходимости оказать помощь остальным. Автомобиль погружается в воду, если попал в трещину и лед разошелся, около двух минут, а если попал в полынью — около 30 секунд. При правильной и спо¬койной эвакуации можно избежать жертв. Чрезвычайную опасность представляет отрыв прибрежного льда с людьми и техникой во время подледной рыбалки, отдыха, похода. Льдину может унести далеко от берега, зачастую она раз¬ламывается на отдельные куски, люди подвергаются воздействию холода и ветра, нередки случаи попадания в воду. Наибольшая опасность в подобных ситуациях связана с длительным пребыва¬нием людей на холоде, их переохлаждением, попаданием в воду. Важное значение имеет правильное поведение на льдине. Все усилия должны быть направлены на профилактику переохлаж¬дения организма, предотвращение паники и действий, способ¬ствующих переворачиванию или раскалыванию льдины. Выпол¬няются следующие правила: ■ распределите нагрузку на льдине таким образом, чтобы она не перевернулась и не проломилась в середине; ■ уточните направление ветра и его силу. Направление дви¬жения льдины можно определить по компасу, звездам, ориенти¬рам на берегу: ■ проверьте наличие продуктов и распределите на несколько приемов пиши; ■ оцените состояние каждого человека, окажите первую по¬мощь пострадавшим. Нельзя снимать даже мокрую одежду, она замедляет процесс охлаждения; ■ избавьтесь от балласта, который не пригодится во время вы¬нужденного путешествия; ■ берегите пищу, экономно тратьте зажигательные средства и старайтесь поддерживать дружескую атмосферу взаимопомощи во время ожидания спасателей. Для облегчения поиска постра¬давших на льдине подавайте сигналы - жгите факелы, фаль¬шфейеры или стреляйте из ракетницы. Во время ледохода на реках и водоемах появляется большое ко¬личество льдин. Дети считают катание и развлечение на льдинах «героическими поступками». Эти забавы нередко заканчиваются купанием в ледяной воде, поскольку льдины часто переворачи¬ваются, разламываются, сталкиваются между собой, ударяются о предметы, находящиеся в воде, попадают в водовороты. Дополни¬тельную опасность представляет талая вода на поверхности льда: она способствует скольжению и падению человека. При этом мож¬но получить травму, промочить одежду и переохладиться. Если лед проломился - не паникуйте, сбросьте тяжелые вещи, удерживайтесь на плаву, зовите на помощь, обопритесь на край льдины широко расставленными руками, при наличии сильно¬го течения согните ноги, снимите обувь, в которую набралась вода, старайтесь не обламывать кромку льда, навалитесь на нее грудью, поочередно вытащите ноги на льдину. Держите голову высоко над поверхностью воды, зовите на помощь. В неглубоком водоеме резко оттолкнуться ото дна и выбраться на лед или пере¬двигаться по дну к берегу, проламывая перед собой лед. В глубо¬ком водоеме попытаться выбраться на лед самостоятельно. Для этого упереться в край льдины руками, лечь на нее грудью, вы¬тащить поочередно ноги на лед. Этот способ связан с трудностя¬ми: постоянное обламывание краев льдины, ее переворачивание и движение, быстро нарастающее охлаждение и утомление чело-века. После выхода из воды на лед двигаться к берегу ползком или перекатываясь в том же направлении, откуда вы пришли. Вставать и бежать нельзя, поскольку можно снова провалиться. Что испытывает человек, неожиданно оказавшийся в ледяной воде? У него перехватывает дыхание. Голову будто сдавливает железный обруч. Сердце начинает сильно стучать, артериальное давление подскакивает до угрожающих пределов. Мышцы груди и живота рефлекторно сокращаются, вызывая сначала выдох, а затем вдох. Непроизвольный дыхательный акт особенно опасен, если в этот момент голова находится под водой: пытаясь защи¬титься от воздействия холода, организм включает в работу си¬стему теплопроизводства - механизм так называемой холодовой дрожи. Однако через некоторое время этого тепла становится не¬достаточно, чтобы компенсировать теплопотери, и организм вновь начинает охлаждаться. Скорость охлаждения организма зависит от температуры воды, физического состояния человека, его инди¬видуальной устойчивости к низким температурам, толщины под-кожного жирового слоя, теплозащитных свойств одежды. Скорость охлаждения определяет время безопасного пре¬бывания человека в воде: при температуре воды 24°С 7-9 ч, при 15°С - 3,5-4,5 ч, при 2-3°С - 10-15 мин, а при минус 2°С - не более 5-8 мин. Конечно, указанные сроки не абсолютны и мо¬гут варьироваться в ту или иную сторону. Так, при морских ка¬тастрофах, происшедших в районах с низкой температурой воды (от минус 1 до 9°С), гибель матросов и пассажиров наступала в течение 5-20 мин. Многие исследователи считают, что при тем¬пературе от 0 до 10°С время безопасного пребывания человека в холодной воде 20—40 мин. Основным поражающим фактором при длительном пребы¬вании человека в холодной воде является переохлаждение орга¬низма, т. е. «атака» гипотермии под воздействием непрерывного холода, в том числе и после извлечения пострадавшего из воды. Следовательно, самым важным фактором при спасении людей является время. Счет идет на минуты. Необходимо быстро оце¬нить обстановку и принять грамотное решение: как помочь чело¬веку в данной ситуации. Действовать решительно. Для оказания помощи пострадавшему применяются спаса¬тельные средства: лестница, веревочный «конец Александрова», носилки-волокуши, круг спасательный, багор, основные и вспомо¬гательные веревки длиной 50-60 м, а также коврик пенополиуре- тановый «Каремат». Для спасения человека в период неокрепше¬го льда используют складные трехколенные или телескопические лестницы. На спасательных станциях применяют лестницы с вертикаль¬ными стойками и поручнями или лестницы из дюралюминиевых труб, концы которых запаяны. Последние очень прочные и лег¬кие, имеют положительную плавучесть; длина их до 6 м, ширина 35-40 см. На одном конце лестницы привязывают спасательную веревку длиной 40-50 м. Носилки-волокуши различной конструкции применяются для транспортирования пострадавших на берег по льду или рыхло¬му снегу. Эффективным средством передвижения по льду (снегу) служит коврик «Каремат». На спасательных станциях для извлечения пострадавших из полыньи используется спасательный багор (шест длиной 4-5 м с крюком на конце и с пробковыми и пенопластовыми шарами раз¬личного диаметра). Шары предохраняют спасаемого от ушибов, увеличивают плавучесть багра. На чистом льду пользуются антискользителем «Зимняя под¬кова» - съемными резиновыми подошвами с небольшими сталь¬ными шипами, которые почти не видны при ходьбе. Они легко надеваются на обувь любого размера (маленькая петля на носок, большая на пятку), что позволяет чувствовать себя более уверен¬но на чистом льду и в сильный гололед. Оценив обстановку, наметить с берега свой маршрут. Сойти с берега и начать движение в сторону пострадавшего (по возмож¬ности, по его следам); приближаясь к пролому льда подползти по- пластунски к пострадавшему. Для увеличения площади опоры подложить под себя коврик «Каремат» и ползти на нем. Подпол¬зать к краю полыньи недопустимо. У места пролома льда подать подручные средства: шарф, веревку, ремень и т. п. После извлечения из воды и транспортирования пострадав¬шего на берег установить степень его переохлаждения и оказать первую помощь. Степени переохлаждения и их признаки: ■ первая (при температуре тела 34-35°С) - сильная дрожь, очень холодная кожа, дезориентация, беспокойное состояние, воз¬можна потеря памяти, увеличение частоты пульса и дыхания; ■ вторая (при температуре тела 30-33°С) — предкоматозное со¬стояние, стадия забытья и паралича; ■ третья (при температуре тела ниже 30°С) - частота дыхания 2-3 раза в минуту, граница смерти, которая наступает обычно при температуре ниже 25°С. Основными признаками переохлаждения являются: озноб, дрожь, нарушение сознания, бред, галлюцинации, неадекватное поведение, посиневшие или побледневшие губы, снижение тем¬пературы тела. Первая помощь пострадавшему направлена на быстрейшее восстановление температуры тела, активное согревание всеми имеющимися средствами. Для этого необходимо: ■ как можно скорее поместить пострадавшего в автомобиль или помещение, защитив его от ветра и прекратив воздействие на него низкой температуры окружающей среды; ■ снять с пострадавшего мокрую одежду и обувь; ■ протереть тело полотенцем или мягкой губкой; ■ укрыть теплым одеялом (пледом), теплоизолирующим сред¬ством (при наличии). Накинуть на пострадавшего простыню, а за¬тем завернуть в «Спасательное покрывало» (серебряной стороной к телу), что уменьшает опасность переохлаждения; ■ если человек в сознании, напоить его горячим чаем. Оказав первую помощь, доставить пострадавшего в медицин¬ское учреждение. При оказании помощи человеку, длительное время находив¬шемуся в состоянии гипотермии, не давать ему алкогольные на¬питки: они не только окажут угнетающее действие на его цен¬тральную нервную систему, но, расслабляя сосуды конечностей, усилят поступление холодной крови к сердцу. Растирание спир¬том (водкой) отдельных участков тела также малоэффективно. Что делать, если вы извлекли тело из холодной воды без при¬знаков жизни? Попытаться вернуть пострадавшего к жизни, даже если он находился под водой относительно длительное время. Интенсивное искусственное дыхание и непрямой массаж сердца давали удивительный результат даже через 10-15 мин и более после того, как человека вынули из холодной воды. МЕРЫ БЕЗОПАСНОСТИ НА ЛЬДУ ДЛЯ РЫБАКОВ Прежде чем выйти на лед, помни правила, которые обеспечат вашу безопасность: 1. На неокрепший лед не выходить. Случайно попав на него, отходите назад скользящими шагами осторожно, не отрывая ног ото льда. 2. Прочный (безопасный) лед - это лед прозрачный, толщиной не менее 4-5 см. Молочный белого цвета лед вдвое слабее про¬зрачного. Самый опасный - ноздреватый лед, образовавшийся из смерзшегося снега. 3. Лед всегда тоньше вблизи топляков, свай, тростника и на течении. 4. В оттепель после первых морозов лед становится тонким. Особенно опасен тонкий лед, припорошенный снегом. 5. Над большими глубинами лед образуется позднее и поэто¬му менее прочен, а значит, и опасен. При этом на средних глуби¬нах он достаточно надежен. 6. В озерах родниковые ключи иногда встречаются на боль¬ших глубинах; лед над ними опасен. 7. В устьях речек и ручьев лед бывает ненадежным в течение всей зимы. 8. Под мостами, в узких протоках между широкими плесами и между островами лед бывает опасным даже в середине зимы. Весной по льду в этих местах не ходить. 9. Не выходить на неокрепший лед в одиночку, а вдвоем или втроем. Однако идти всем рядом нельзя. Лучшее расстояние - 2—3 м друг от друга. Не следует ходить гуськом: где пройдет один, второй может провалиться. 10. Выходя на лед, обследовать (прощупать) его впереди себя пешней: лед, который пробивается с одного удара - опасен. 11. Передвигаясь по неокрепшему льду, держать ящик на од¬ной лямке: так легче от него освободиться. Весь груз сложить на пластиковые большие «ледянки», пристегнуть резинками и бук¬сировать на 15-метровой веревке. 12. Не собираться на тонком льду группами. 13. Не пользоваться коньками на первом льду: можно легко въехать на неокрепший лед или провалиться в полынью. 14. Будьте осторожны, переходя реку ниже плотины: состоя¬ние льда меняется быстро и иногда уже через 2-3 часа нельзя вернуться по своему следу. 15. Если возникла крайняя необходимость перейти опасное место на льду, завязать вокруг пояса шнур, оставив за собой сво¬бодно волочащийся конец, около которого должен находиться то¬варищ. Переходить опасное место с большим шестом, держа его горизонтально перед собой. 16. Если лед вдруг станет трескаться, сохранять спокойствие, не поддаваться панике, быстро и осторожно лечь на лед и отполз¬ти на безопасное место. 17. После метелей остерегаться незамерзших лунок под сне¬гом. 18. Не подходить близко к лункам, в которых ставят промыс¬ловые сети. Они всегда покрыты тонким льдом или снегом. Заме¬тить их можно по холмикам рядом лежащего колотого льда. 19. Остерегаться промоин во льду над быстрым течением. 20. Не становиться на льдины, отколовшиеся от ледяного поля: они могут внезапно перевернуться. 21. Помнить, что весенний лед после ночного заморозка утром кажется крепким и надежным, а днем, особенно в конце ледоста¬ва, крошится и проваливается. 22. Спускаясь с берега на лед, осевший при спаде воды, осте¬регаться глубоких трещин, скрытых под снегом. В них можно по¬вредить ногу. Каждый рыбак боится только одного - провалиться под лед. Рассмотрим средства индивидуальной защиты: ■ «спасалки» - это две пластиковых рукоятки с острыми ме¬таллическими шипами. Если рыболов провалится, то, крепко сжав в ладонях рукоятки, втыкая шипы в лед перед собой, он постепенно и без особого напряжения вытянет себя из полыньи. Можно смастерить «спасалки» из подручных материалов, а мож¬но купить фабричные, которые хороши тем, что почти ничего не весят, складываются так, что шипы прячутся в пазы и не цепля¬ются за одежду; ■ веревка длиной 15-25 м; и спасательный жилет или костюм-поплавок; ■ лыжи; ■ шест; ■ пешня; ■ средства в герметичной упаковке для разведения огня (спич¬ки, сухой спирт, бумага и т. д.); ■ сухие носки, завернутые в пару полиэтиленовых пакетов; ■ герметично упакованный сотовый телефон; ■ компас (GPS-навигатор) и плитка шоколада в кармане. Важно приучить себя не расслабляться на льду, все время помнить, что он может подвести в самый неожиданный момент, особенно в начале или в конце зимнего сезона. Переходить водо¬ем по льду только при хорошей видимости. Идти, проверяя лед пешней, скользящим шагом, не отрывая ног ото льда. Рюкзак - на одном плече, если на лыжах - расстегнуть крепления и снять петли палок с рук. «Спасалки» - на груди или, как у детей ва¬режки, на резинке. Лучше выходить на лед по чужим следам или там, где ясно виден безопасный сход. Обходить участки с темным, ноздреватым льдом. Не уходить далеко по глубокому или мокро¬му снегу. По первому и последнему льду всегда ходить с друзья¬ми. Желательно идти группой, на дистанции от 5 м, первым идет опытный рыбак. Нормативные правовые акты Инструкция по подготовке и проведений учений и тренировок по гражданской обороне, защите населения от чрезвычайных ситу¬аций, обеспечений пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах Утверждена приказом МЧС России от 24.04.2013 № 284. Зарегистрирован Минюстом России 22.07.2013 № 29115