Номинации фестиваля

инклюзивное образование. кто такие дети с ОВЗ

02.04.2019

МКОУ НИКОЛАЕВСКАЯ СОШ ДОКЛАД НА МЕТОДИЧЕСКОМ ОБЬЕДИНЕНИЕ. ТЕМА. ОТЧЕТ ПО САМООБРОЗОВАНИЮ. АРХИЛЕЙ ЕЛИЗАВЕТА ЮРЬЕВНА. Школа инклюзивного образования КТО ТАКИЕ ДЕТИ С ОГРАНИЧИННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ. Перед нами лежат разные дороги, многие из которых как бы параллельны нашим заблуждениям. Как выбрать истинный путь, освободившись от пустословия и ложных теорий? С. Френне Все мы живем в эпоху, когда в мире происходят перемены цивилизационного значения, в которых сочетается высокий динамизм и глобальный характер. Сегодня школа, как и другие социальные институты, долгое время вынужденная работать в условиях неопределенности, должна оперативно отвечать на современные вызовы. Преодоление репродуктивности обучения, переход к новой образовательной парадигме, обеспечивающей познавательную активность и самостоятельность мышления учащихся, компетентностный подход являются стратегическими направлениями в модернизации образования. Какой должна быть современная школа? Вопрос дискуссионный и имеющий много разных ответов. С одной стороны – школа должна научить мыслить и научить учиться, с другой – сформировать личностные характеристики, соответствующие определенным общественным и культурным ценностным установкам. Одним из таких изменений стало развитие идей обеспечения равного доступа к образованию как одной из общественных ценностей различных категорий лиц с ограниченными возможностями здоровья, преодоление барьеров общественной дискриминации и развития сообщества, включающего «разных как равных». Инклюзивное образование является одной из составляющих поликультурного образования. Это сравнительно новая область педагогического знания, которая привлекает внимание не только специалистов, но и широких слоев общественности. Развитие этого направления современной педагогической науки и образовательной практики обусловлено самой сутью процессов демократизации и гуманизации социальной жизни, стремлением создать общество, в котором культивируются уважительное отношение к личности, защита достоинства и прав каждого человека. Любой человек нуждается в образовании, которое создает для него возможность саморазвития и самореализации как единства телесного, духовного и душевного развития. Это может быть обеспечено только в процессе постоянного диалога и активного взаимодействия человека с социумом, включением в культуру на протяжении всей жизни и деятельности. Таким образом, образование для всех и для каждого является одним из актуальных вызовов современности. Оно требует создания максимально доступного и эффективного образовательного пространства, которое будет организовано с учётом всех индивидуальных особенностей обучающихся и включения в него не только учеников, но и учителей, родителей и специалистов помогающего профиля. Одним из ключевых субъектов этих изменений является педагог, способный создавать и поддерживать инклюзивный процесс. Какие требования могут предъявляться к его профессиональной деятельности? Что может и должно измениться в его профессиональном и личностном развитии? Эти и другие вопросы будут рассматриваться далее. В «Законе об образовании в Российской Федерации» (ст.2) приводится следующее определение: обучающийся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) – физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий. Равный доступ к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей обеспечивает инклюзивное образование. В мировой практике детей с ОВЗ называют по-разному. В литературе вы можете встретиться со следующей терминологией: дети с особыми потребностями; дети с трудностями в обучении; дети, имеющие недостаточные способности к обучению; неприспособленные; педагогически запущенные; дети с нарушением поведения; дети с минимальными повреждениями мозга и другие. Общим же является следующее: окружающие не всегда понимают поступки и поведение детей, педагоги и дети испытывают трудности при общении, традиционные задания, игры и мероприятия необходимо адаптировать под возможности детей. Одной из прогрессивных тенденций российского образования является включение детей с ОВЗ, в том числе с инвалидностью, в обучение вместе с детьми, не имеющими таких ограничений.